Могут ли машины, с искусственным интеллектом, заменить врачей?

183
robotic surgery table 1024x680 - Могут ли машины, с искусственным интеллектом, заменить врачей?
  • Технология этих инструментов быстро развивается. Автономные машины теперь могут выполнять ограниченные задачи, ставя вопрос о том, смогут ли машины когда-нибудь полностью заменить врачей?

Системы искусственного интеллекта имитируют человеческий интеллект путем обучения, рассуждений и самокоррекции. Эта технология может быть более точной, чем врачи, при постановке диагноза и проведении хирургических вмешательств, говорит Йорг Голдхан, доктор медицинских наук, MAS, заместитель руководителя Института трансляционной медицины в ETH Zurich, Швейцария.

Он имеет «почти неограниченную емкость» для обработки данных и последующего обучения и может делать это со скоростью, с которой люди не могут сравниться.

Все больше данных о состоянии здоровья, из приложений, персональных устройств мониторинга, электронных медицинских карт и социальных сетей, собираются вместе, чтобы дать машинам как можно больше информации о людях и их заболеваниях. В то же время машины «читают» и учитывают быстро растущую научную литературу.

«Представление о том, что современные врачи могли бы приблизиться к этим знаниям, не отставая от текущих медицинских исследований, поддерживая тесные контакты со своими пациентами, является иллюзией не в последнюю очередь из-за огромного объема данных», — говорит Голдхан.

Машинное обучение также не подвержено тому же уровню потенциального смещения, наблюдаемого в обучении человека, которое отражает, например, культурные влияния и связи с конкретными учреждениями.

Хотя способность налаживать отношения с пациентами часто представляется в качестве аргумента в пользу врачей-людей, это также может быть их «ахиллесовой пятой», указывает Гольдхан. Доверие важно для пациентов, но машины и системы могут быть более надежными, чем люди, если их можно рассматривать как беспристрастных и без конфликта интересов.

Кроме того, некоторые пациенты, особенно молодые и пациенты с незначительными заболеваниями, могут поставить правильный диагноз выше, чем сопереживание или непрерывность лечения, говорит он. «В некоторых очень личных ситуациях услуги робота могут помочь пациентам избежать чувства стыда».

Ключевыми проблемами для современных систем здравоохранения являются растущие затраты и недостаточное количество врачей. «Внедрение систем, управляемых ИИ, может быть дешевле, чем наем и обучение новых сотрудников, — говорит Голдхан. — Они также доступны повсеместно и могут даже дистанционно контролировать пациентов.« Врачи, какими мы их знаем сейчас, со временем устареют ».

Но Ванесса Рэмптон из Института здравоохранения и социальной политики Макгилла в Монреале, Канада, и профессор Гиатген Спинас из Университетской больницы в Цюрихе, Швейцария, утверждают, что машины никогда не заменят врачей полностью, потому что качество взаимоотношений между врачом и пациентом жизненно важно и не может тиражироваться

Они согласны с тем, что машины все в большей степени смогут выполнять задачи, которые сегодня выполняют врачи-люди, такие как диагностика и лечение, но говорят, что врачи останутся, потому что они лучше справляются с пациентом в целом.

Они говорят, что врачи могут относиться к пациенту как к человеку и могут получить целостное представление о своей болезни, поскольку она связана с жизнью пациента.

Отношения между врачом и пациентом, при которых врач мыслит латерально и учитывает индивидуальные предпочтения пациента, его ценности и социальные обстоятельства, важны для исцеления, особенно при сложных состояниях, когда есть симптомы без очевидной причины и если существует высокий риск побочные эффекты.

«Чувство, что их услышал кто-то, кто понимает серьезность проблемы и кому он может доверять, может иметь решающее значение для пациентов», — утверждают Рэмптон и Спинас.

«Компьютеры не способны заботиться о пациентах в том смысле, что они проявляют преданность или заботу о друге как о человеке, потому что они не люди и не заботятся о чем-либо. Сложные роботы могут проявлять эмпатию как вопрос формы, так же как люди могут вести себя хорошо в социальных ситуациях, но оставаться эмоционально расстроенными, потому что они выполняют только социальную роль ».

Самое главное, что не будет никакого лечения для некоторых пациентов — забота будет о том, чтобы помочь им иметь самое лучшее качество жизни, возможное с их состоянием и в течение самого долгого времени. «Здесь врачи незаменимы», — подчеркивают они. «Роботы не могут понять нашу заботу о том, чтобы связать болезнь с задачей прожить жизнь».

Регулируемые и хорошо внедренные, обучающиеся машины могут принести огромную пользу пациентам, но кто хочет получить окончательный диагноз от робота, спросите Майкла Миттельмана и его коллег в комментарии пациента?

«За пациентами должны ухаживать люди, особенно когда мы больны и находятся в наиболее уязвимом положении. Машина никогда не сможет показать нам истинный комфорт», — говорят они.

Они признают, что ИИ может стать очень полезным и инновационным помощником в здравоохранении, но они надеются, что всегда найдется место для человечества — специалистов здравоохранения.

«В конечном счете, никто не хочет, чтобы ему или ей говорили, что он или она умирает от лица, которое не может понять, что это значит. Мы рассматриваем ИИ как слугу, а не как директора нашей медицинской помощи», — заключают они.